Классификация аварий
В настоящее время в нашей стране эксплуатируется несколько десятков миллионов тонн строительных металлических конструкций. При этом, наряду с высококачественными конструкциями и сооружениями имеются и такие, состояние которых затрудняет их эксплуатацию, а иногда приводит к авариям. Для решения этой проблемы необходимо всестороннее изучение аварий и повреждений металлических конструкций.
Причины аварий:
— стихийные силы природы
— несовершенство инженерно-технических знаний
— социально-экономические условия.
Конечно, сразу следует отметить, что, например, такую причину, как коррозия металла, с трудом можно подставить в данную классификацию.
Подход к составлению классификаций у разных авторов различный:
Мак Кейг : невежество; экономия; небрежность; стихийное бедствие.
А.И. Кикин : от силовых воздействий; от механических воздейтвий; от физических воздействий; от химических воздействий.
И.А. Мизюмский : ошибки проектирования; дефекты, возникающие в процессе производства работ; дефекты эксплуатации; недостаточная изученность условий работы и свойств материалов.
М.Н. Лащенко : Перегрузка в результате недооценки действующей нагрузки; Потеря устойчивости (общая, местная, изгибно-крутильная); неудачные проектные решения и отступления от проекта; неправильности, допущенные при изготовлении и монтаже конструкции; неправильности, допущенные при эксплуатации конструкций; аварии в результате усталости металла и вибраций; дефектность оснований, на которые установлены металлические конструкции; непредвиденные причины.
Ерёмин К.И., Нищета С.А : ошибки проектирования; дефекты изготовления, транспортирования и монтажа; повреждения, полученные конструкциями при безответственной эксплуатации; аварийные состояния из-за безответственной эксплуатации оборудования; стихийные бедствия.
Так как причины аварий разнородны и разнообразны, более того, не существует двух идентичных аварий, то стоит проводить различную классификацию по разным параметрам.
Классификация аварий:
1. По видам отказов:
— аварийное разрушение, характеризующееся резким изменением состояния конструкции.
— постепенный отказ.
2. По субъективности причин:
— субъективные причины. Сюда входят:
— ошибки при проектировании конструкции
— ошибки при монтаже конструкции
— ошибки при эксплуатации
— объективные причины. Сюда входят:
— стихийные бедствия
— аварии оборудования цехов
— износ конструкции при нормальной работе
3. По типу наступившего предельного состояния:
— наступление предельного состояния 1-го типа
— наступление предельного состояния 2-го типа
4. По факторам, приведшим к наступлению предельного состояния:
— факторы, способствовавшие уменьшению предельного значения параметра. Сюда входят: химические воздействия (включая коррозию); трещинообразование.
— изменение физико-химических свойств материала в результате старения
— уменьшение геометрических характеристик сечения элемента (вырезы, погибы)
— факторы, способствовавшие увеличению значений расчётных параметров. Сюда входят: увеличение собственной массы конструкции (чаще всего из-за ошибок проектирования); увеличение действующих нагрузок; изменение геометрической схемы конструкции
Приведённая классификация причин аварий позволит дать более глубокий анализ причин и последствий аварий, избежать повторения аналогичных аварий на различных объектах и тем самым избежать остановки производства, экономических потерь и самое главное – человеческих жертв.
Tags: Новости